Согласно народным приметам – Яблочный Спас в Карпатах знаменует приход осени. Считается, что ночи после Спаса становятся холоднее. В народном календаре християн Яблочный Спас - это один из первых праздников урожая, день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась к осени и зиме.
14 августа в Карпатах отмечают праздник Маковей (Медовый Спас) 
19 августа христиане Карпат отмечают Яблочный Спас.
28 августа в Карпатах Свято Успіння Богородиці (Ореховый Спас)
Слово «спас» - это напоминание людям об Иисусе Христе, Сыне Божьем, Спасителе Человечества. В Успенский пост, несмотря на строгие постные дни, в Карпатах празднуются 3 великие христианские праздника – Спас яблочный, медовый и ореховый. Самый первый Спас – это Медовый, его празднование в Карпатах припадает на середину августа, на четырнадцатое число.


Яблочный Спас  в Карпатах. Национальные обычаи, традиции Карпат.

Второй Спас, празднуют в Карпатах девятнадцатого числа. Еще этот праздник совпадает с Преображением Господним. 29 числа в Карпатах празднуется третий Спас, именуемый Ореховым. Так, согласно церковной традиции, все эти три Спаса в Карпатах символизируют урожай: в эти дни принято освящать в церквях Карпат божьи дары – яблочки, мед лечебный, любые орехи, а также виноград.


Медовый спас в Карпатах или Маковей. Национальные обычаи, традиции Карпат.

Медовый Спас имеет еще и другие названия «Маковей» или же «Спас на воде». Верующие Карпат, которые не пропускают ни одного церковного богослужения и праздника знают, что на Маковей церковь вспоминает о братьях Макавеев. Они умерли за веру и перенесли страшные мученические пытки. А еще с этого дня православные христиане собирали маковый урожай на своих полях и пекли вкусные маковые карпатские пирожки. 14 августа святится вода во всех водоемах Карпат, и в ней в последний раз люди купаются, чтобы, тем самым, укрепить свое здоровье. Также считается, что после 14 числа нельзя купаться в реках и озерах, ведь вода перестает быть чистой. Перед началом Медового спаса хозяюшки Карпат плели красивые яркие букетики из различных лекарственных трав, куда обязательно должны были входить цветы, головки мака, ягоды калины, ноготки календулы, мята и рута.

 

 

Сплетенный маковейчик (венок из красных маков) обязательно обвязывали яркой красной ленточкой и несли в местную церковь, чтобы освятить и оставить у себя в доме, в качестве талисмана, мощного оберега, магический маковейчик обеспечивал карпатскому дому спокойствие, здоровье всех членов семьи в течение года.

Главный напиток, который в обязательном порядке должен был украшать праздничный стол, является медовый сбитень. Жаль, что в наше время этот напиток уже не считается столь популярным. Ведь мед и пряности, которые входят в состав сбитня, оказывают на организм мощное, целебное действие.


Яблочный спас. Национальные обычаи, традиции Карпат.

Празднуется второй Яблочный спас в Карпатах - девятнадцатого августа. Это праздник именуют Преображением Господнем. Преображение считается одним из самых значимых праздников в Карпатах не только в триаде Спаса, но и в жизни каждого верующего христианина. Согласно истории,  давно 19 августа этот праздник не был отмечен в церковном календаре. Дело в том, что до сих пор не известна точная дата рождения Иисуса, поэтому мы не можем знать о дне, когда Христос преобразился. Если верить старинным церковным источникам, Сын Бога преобразился на Фаворе за сорок дней до своей смерти. Иисус повел своих учеников на гору и там показал им, кто он и какова Его Слава.

В праздник Господнего Преображения в Карпатах освящаются в церквах виноград и яблоки.

 

До 19 августа наши предки в Карпатах не ели этих фруктов, лишь только заготавливали их до этого дня и хранили в погребах. Они считали, что, если родитель умершего ребенка съест хоть одно яблоко до Спаса, то ребенка лишат этого лакомства в раю.

 

На Яблочный спас праздничный карпатский стол укрывался всевозможными овощами и фруктами. Нельзя было на стол в этот день ставить мясные и молочные блюда. Также приветствовались блюда, которые можно было приготовить из яблок и винограда. Хозяюшки Карпат готовили яблочные пироги, пироги из яблочек, заливные торты с виноградной начинкой.

В Яблочный Спас каждый карпатский хозяина или хозяюшка выходили из своего дома и угощали пирогом яблочным или яблочками детишек и прохожих на улице. Также яблоки подавались нищим, которые перед церковью просили милостыню. Издавна яблоки начинали потреблять только после того, как их отведали нищие и дети. В Карпатах яблоки считались символом семьи и здоровья поэтому, поднося яблоки чужому человеку, желали ему и его семье счастья и здоровья.

Ми будемо раді бачити вас у наших інтернет-спільнотах. Підписуйтесь на новини нашого сайту

Ореховый спас в Карпатах. Национальные обычаи, традиции Карпат.

Спасом Ореховым , в Карпатах, называли, 3-ий по счету Спас. Празднование его приходится на 28 число последнего летнего месяца (Свято Успіння Богородиці). Этот праздник назван в честь нового урожая. В это время, в Карпатах,  активно собирали орехи и хлеб. Поэтому третий Спас, в Карпатах, еще называли Хлебным – в этот время на полях заканчивали жатву. Поспевший урожай носили освятить также, как и яблоки и мед. Это могли быть и грецкие, и лесные орехи, лесная карпатская лещина, даже фисташки. В наше время, когда все покупное, и орешки, и разносортные яблочки, можно освятить любые их виды. Главное -  идти на богослужение и принести горсть орешков.

В Карпатах Ореховый Спас не отмечают с таким размахом, как Спас Яблочный или Медовый. В то время поспевал урожай, и у наших карпатских предков не было времени на развлечения. Просто с утра брали собственноручно спеченный хлеб и орешки и шли на богослужение.

Все же праздник Орехового Спаса, в Карпатах, вечером отмечали всей семьей. До вечера старались спечь хлебцы и раздать бедным, раздавали родне орехи и угощали всю свою семью ореховыми пирогами. Ставили на стол также иные фрукты и овощи, которые символизировали уходящее лето.

Три Великих Праздника, Три Спаса – это те дни в Карпатах, когда можно познакомиться с национальными традициями Карпат и с удовольствием полакомиться тем, что собственноручно вырастили на своих дачах и огородах. 

Наши предки верили в то, что именно на Спас в меде, яблоках и орехах больше всего сосредоточено сильной, земной энергетики, именно в это время овощи и фрукты заряжаются мощнейшим целебным зарядом, и это заряд передается человеку во благо и его здоровье.