Замки и крепости Европы.
Крепость, замок, дворец — все эти слова будоражат воображение, в памяти возникают картины виденного когда-то или знакомого по сказкам, детским голливудским фильмам и снам. Новые слова и образы обрушиваются на нас, словно из рога изобилия: зубцы, башни и подъемные мосты, пушки, бастионы, рыцари и доспехи, бут и мрамор, наружные лестницы и сады. Полет нашей фантазии соединяет вещи, которые никак друг с другом не связаны. Рыцарская романтика средневековых крепостей созвучна в нашем сознании с расточительной роскошью замков духовных и светских правителей. Перед мысленным взором возникают образы в самых радостных красках, часто не имеющие никакого отношения к действительности.
Крепость — характерный тип постройки средневековой господской архитектуры, причем не только в Европе, но и в Византийской империи. В позднем Средневековье было не менее 30 тыс. крепостей, целью которых являлась демонстрация притязаний на власть высшего и среднего дворянства. Принципы строительства крепостей изменялись в ходе развития военной техники, которая, в свою очередь, давала возможность местным правителям держать под контролем более крупные территории.
Особенное значение имело изобретение пороха и усовершенствование огнестрельного оружия. Большинство старых крепостей не могли больше обеспечить безопасность и постепенно приходили в упадок, оставленные своими владельцами на произвол судьбы. Остальные крепости укреплялись или перестраивались, становясь замками, служившими репрезентативным целям. Такие резиденции нужны были не для защиты от врагов, а только для выражения величия тех правителей, которые считали свое положение достаточно прочным, чтобы запечатлеть это в импозантном внешне строении. Расцвет архитектуры такого рода, без сомнения, приходится на абсолютистское правление Людовика XIV, воплощением которого до сих пор считается Версаль.
Когда в XIX в. политическая власть правящих родов Европы была ограничена в результате демократических изменений, строительство замков в традиционном смысле прекратилось. Ведь наряду с защитными функциями, которые были утрачены уже давно, отпала необходимость и в репрезентативности этих строений. Не было больше безграничной власти монархов, которую можно было бы увековечить в роскоши и великолепии. Несмотря на то что в разных европейских странах демократические изменения происходили по-разному, последствия для замковой архитектуры оказались одинаковыми и по времени, и по сути.
Замки и крепости в Европе XIX в. начали строится из романтических побуждений и идеализации рыцарства и средневековой романтики крепостных сооружений. Это продукты интереса к истории, заимствование вкусов и стилей прошлых эпох, это сооружения, созданные без насущной необходимости и лишенные своих изначальных функций. Как правило, такие постройки имеют мало общего с настоящими средневековыми крепостями.


Замок Ашаффенбурге в Баварии


Крепость как инструмент защиты
Предшественниками крепостей в Европе были деревянные крепости-башни, строившиеся в Европе с VIII по XI вв. Их возводили либо на естественных холмах или скалах, либо на холмах, насыпанных вручную. Вход в башню был приподнят, чтобы обитатели крепости могли окопаться в своем убежище, верхняя часть крепости часто выступала, а сама крепость была обнесена деревянным забором. Захватчикам приходилось сначала взбираться по крутому склону, тратя много сил, а наверху их встречали готовые к схватке защитники крепости, и начиналась рукопашная, бой один на один, рыцарь на рыцаря, меч на меч.
Поскольку деревянные крепости часто страдали от пожаров, а также теряли свою значимость в ходе усовершенствования оружия, в Европе их осталось очень мало.

До XI в. доминировали обычные четырехугольные в плане каменные башни (донжоны), которые в дополнение к высокому входу еще и обносились крепостной стеной с наиболее уязвимой стороны. Но и эти первые крепости к началу XII в. утратили свое значение в качестве оборонных сооружений.


Бельгийского замок Буйон


Началась эпоха классических средневековых крепостей, укрепленных замков, которые возводились в соответствии с определенным планом и были приспособлены к потребностям владельцев и топографическим особенностям той или иной земли. Каждый укрепленный замок состоял из защитных сооружений, хозяйственных построек и жилого дома.
Эффективная оборона начиналась с выбора места для возведения крепости: по возможности их строили на труднодоступных горах или даже скалах. Крепость, таким образом, была почти неприступна, а также видна издалека, свидетельствуя о том, что в этом районе есть правитель, претендующий на господство. Строили крепости и в низинах, и на равнинах. На равнинах защитой для них служили рвы, крепостные стены и собственно стены замка, а также естественные водоемы и рвы, заполненные водой, как, например, у замка Ресфельд в немецком Мюнстере
Отличительным признаком средневекового укрепленного замка являлась центральная (главная) башня, в крупных замках их было даже две.


Королевский дворец в Мадриде


Эта главная башня служила для обозрения близлежащих территорий и последним оплотом, но не для жилья, так как жилых помещений в ней не было, в крайнем случае — помещение для стражников с камином и уборной. К высоко расположенному входу в крепость можно было попасть по приставной лестнице или сходням, реже по каменной лестнице, что создавало препятствия врагу при вторжении в замок. Такие башни строились из бутового камня или грубо отесанных булыжников (квадров или рустов) либо в самом незащищенном месте крепости, либо в ее центре. Толщина стены башни в среднем была от 1,5 до 3 м.
Высокая, толстая окружная стена защищала всю территорию замка, часто ее дополнительно укрепляли сторожевыми башнями. Их задачей была защита уязвимых участков стены, например ворот, а также удобных для осады мест. Башни у ворот имели сообщение с воротами и часто были оборудованы специальными отверстиями — варницами или машикулями, через которые на головы осаждавших сбрасывали камни, лили горячий вар, кипяток и смолу, а также воду, если враг поджигал ворота. Большинство сторожевых башен у ворот соединялись ходом по внутренней стороне стены. Крепости часто окружали рвом, заполненным водой, или каменной насыпью, а подъемный мост служил дополнительной мерой предосторожности.


Замок Нойшванштайн в Баварии


Если крепости, расположенные высоко или на равнинной территории, строились так, чтобы основной защитой им служили внешние стены замка, то замки, расположенные в низинах, почти всегда обносились крепостной стеной. Почти на всей протяженности стены были каменные зубцы, защищавшие обороняющихся по самую грудь, или ходы для защиты верхней части стены. Во многих случаях присутствовало и то, и другое. В большинстве крепостей между зубцами были установлены деревянные ставни, закрывавшиеся в случае опасности, которые не позволяли нападавшим заглянуть внутрь и защищавшие от случайных выстрелов. Кроме того, для защиты в стенах и башнях были сделаны бойницы. Форма и размер этих отверстий зависели от типа используемого оружия. Это могли быть луки, арбалеты, аркебузы или пушки. Хозяйственные постройки редко строили из камней такого же размера, что и стены, башни и жилые помещения. Чаще использовали меньший по размеру бутовый камень, булыжник, гальку или облегчающие нагрузки на стены фахверковые конструкции. Это было проще и дешевле.
Очень большое значение для обеспечения жизни и безопасности жителей замка имел надежный источник воды, доступный и в дни осады. Если источника воды в замке не было, то воду наливали в специальные бочки. Разумеется, в замке были и склады, конюшни, рабочие помещения и, конечно, кухня, которая могла располагаться как в замке, так и занимать отдельное здание, в зависимости от того, сколько людей ей приходилось обеспечивать пищей.


Замок Ресфельд в немецком Мюнстере

В центре крепости строили дом для жилья, который в зависимости от размеров, а также от времени постройки представлял собой донжон или дворец. Донжоном называли башню, которую также использовали в оборонительных целях, но в которой, в отличие от главной башни замка, постоянно жили. Эта башня была более просторна и удобна для жизни. В отличие от дворца, это более ранний и более скромный вариант жилого помещения в замке. На нижнем этаже размещались склады для съестных припасов, а вход, как и в главной башне, из соображений безопасности располагался выше, на втором этаже. Там же находилось и отапливаемое помещение с нишами для сидения, вырубленными в стене. Часто здесь же или этажом выше располагалась капелла или часовня. Неотапливаемые спальные помещения находились еще выше. Романтический ореол вокруг крепостей и замков заставляет нас забывать о том, как холодно было зимой в непрогреваемых толстых стенах.


Замок Ступиниджи не севере Италии


Высшее дворянство обычно строило свои укрепленные замки с жилым или зальным зданием, с так называемым дворцом, который, как правило, не обладал защитной функцией и был значительно просторнее, чем донжон. Но и здесь было так же холодно, как в донжоне, так как толщина стен была не меньше — от 1,5 до 3 м. Зато выходящие на внутренний двор стены были украшены арочными окнами и наружной лестницей, которая вела к входу на втором этаже. Там располагался просторный, отапливаемый зал, служивший для приема гостей, а также в качестве трапезной для хозяина и домочадцев. В цокольном этаже обычно располагались складские помещения, часто также кухня и конюшни. Во многих крепостях с дворцами были также и капеллы, вынесенные в отдельные здания, часто отдельное здание было и для жилых и спальных помещений.
Укрепленные замки редко строились сразу целиком, большинство из них постепенно достраивали, придерживаясь обычной планировки замков. Владельцы замков, упрочившие свое влияние, перестраивали и расширяли свои замки, приводя их в соответствие со своим новым положением, или возводили новые крепости на землях, полученных ими в ленное владение.


Французский Версаль Людовика XIV


В XIII в. были изобретены новые метательные машины, которые могли метать большие камни и валуны. Они пробивали бреши в крепостных стенах, давая нападавшим возможность вторгнуться в замок через проломы в стене. Во избежание этого замки стали обносить вторым кольцом стены, так что между первой и второй стеной образовывалось небольшое пространство — цвингер.
Если нападавшим и удавалось преодолеть первую стену, то при штурме внутренней стены они оказывались под градом выстрелов защитников замка. Ширина цвингера со временем увеличилась с нескольких до 30 м. В мирное время между крепостными стенами устраивали турниры, пасли скот, разбивали огороды.
В XIV в., когда все большее распространение получило огнестрельное оружие, перед стенами замка стали строить укрепления, бастионы, круглые площадки или шанцы, земляные укрепления, на которых устанавливались тяжелые пушки.
Это позволяло также одновременно защищать замок с флангов. Часто расширению замков и оборонительных укреплений начинали мешать старые сторожевые башни, которые приходилось сносить. Этот процесс особенно хорошо виден в истории бельгийского замка Буйон.
Чтобы иметь возможность применять самые разные варианты защиты, уже существующие замки расширяли и перестраивали. Очень редко правитель для защиты своих владений строил на стратегически важных участках укрепления в чистом виде. Самым характерным различием между укреплением и крепостью было то, что укрепления служили только для защиты. Солдаты могли проводить там какое-то время, но условий для комфортабельной жизни там не было. В мирное время они были сравнительно бесполезны, а их содержание обходилось дорого. Строительство фортификационных укреплений с развитием военной техники выделилось в отдельную область архитектуры, где главной целью было создать сооружение, обладающее максимальными защитными качествами.


Замок Вильгельмсхёе в немецком Касселе

Замок как произведение искусства
Усовершенствование огнестрельного оружия стало важной вехой в истории крепостей и замков. Большинство из них больше не могли обеспечить безопасности, их сдавали или брали приступом. Иногда их переоборудовали в замки, которые становились местом жительства аристократов либо резиденциями светских и духовных правителей.
Строительство новых замков начинается в XVI в., с наступлением эпохи Ренессанса. Здания в замке, как и в крепости, группировались вокруг внутреннего двора. Но при возведении отдельных зданий следовали общему плану, строя их по образцу, часто с прямоугольником в сечении. Симметричность флигелей или корпусов замка доминировала. Большие строения с четырьмя флигелями, как в Ашаффенбурге в Баварии, скорее являлись редкостью. Жилые помещения, хозяйственные и репрезентативные помещения, как и в крепостях, в зависимости от размеров замка могли располагаться в отдельных корпусах замка или находиться в одном. Праздничные залы и жилые комнаты перенесли на первый этаж здания и соединили с цокольным этажом многочисленными винтовыми лестницами.
В эпоху абсолютизма, начавшуюся после окончания Тридцатилетней войны (1619—1648), типичным феодальным замком, служившим репрезентативным целям, стал барочный замок. Монархи и князья обладали неограниченной властью, решая вопросы религии, природопользования и государственного устройства. Главное понятие этого времени — суверенность, что находит свое выражение и в архитектуре. Типичным для XVII—XVIII вв. становится барочный замок, состоящий из трех корпусов. Все оси корпусов и парковых строений стремились к центральному зданию и были идеально симметричны. Этот подход наиболее показательно отражается в плане охотничьего замка Ступиниджи не севере Италии. Прототипом, однако, является несравненный, огромный французский Версаль Людовика XIV.
Барочные резиденции — кульминация в истории архитектуры, так как в это время стало возможным осуществление единого замысла комплексного сооружения, на что в предыдущие эпохи не хватало финансовых средств. Такая форма правления, как абсолютизм, давала монархам возможность как самим вкладывать средства в строительство замков, так и возлагать это бремя на плечи народа.
Французская революция привела к тому, что в странах Европы абсолютизм как форма правления постепенно отходил в прошлое, власть становилась более либеральной, и в эпоху классицизма новые замки строились редко, например, немецкий Вильгельмсхёе в Касселе.
Под воздействием идей историзма в архитектуре XIX в. использовались все известные до той поры стили. Наряду с роскошными замками появлялись строения, внешне ориентированные на идеализированный образ средневековых крепостей, но больше похожих на замки роскошной отделкой и жилым предназначением. Примером такого замка может быть замок Нойшванштайн в Баварии.
В настоящее время лишь немногие замки сохранили свою функцию официальной резиденции парламента или короля, как, например, королевский дворец в Мадриде. И не всегда резиденции королевских семейств являются самыми выдающимися в архитектурном плане дворцами из имеющихся в этой стране. В менее крупных замках сейчас живут потомки тех, кто когда-то принадлежал к правящему классу. Часто им приходится прилагать неимоверные усилия, чтобы поддерживать свое владение в должном порядке, ведь содержать замок — дорогое удовольствие. Поэтому многие хозяева замков открывают ворота замка для посетителей, организуя экскурсии, открывая рестораны и даже гостиницы.
Самые крупные и интересные в архитектурном и историческом плане замки давно уже доступны широкой публике. Эти памятники архитектуры включены во все туристические маршруты, но осмотр их во время сезона стоит нервов, и в большинстве своем не рекомендуется осматривать группой более 60 человек. В таких случаях эта книга станет вам достойной заменой.

 

Познавательная рубрика для активных, самостоятельных и любознательных туристов.
Живописные, интересные, загадочные места которые стоит посетить украинскому туристу.
Маршруты, достопримечательности, загадки, секреты, реликвии, тайны в нашей новой рубрике: Украина - Европа – Мир.
Хотите знать больше? Подписывайтесь на новости нашего сайта в социальных сетях.