Туризм на байдарках в Карпатах. Черный Черемош. Белый Черемош в Карпатах.
Описание маршрутов, от притока Прута до Солотвино, наши рекомендации. Активный отдых в Карпатах, байдарки, пешеходные маршруты, походы в горы Карпат, все это - прекрасная возможность провести выходные или отпуск с огромной пользой для здоровья.


Маршрут для байдарок – Черный Черемош, описание, наши рекомендации:

Протяженность: 120 км. Число ходовых дней: 6. Сезонность: май - сентябрь. Категория сложности: III.
Карпатская река Черемош - правый приток Прута, образуется от слияния Черного и Белого Черемошей, площадь бассейна - 2265 км". Собственная длина Черемоша - 80 км. Черного Черемоша - 87 км. Белого Черемоша - 50 км. Это типичные горные реки, с большим уклоном (Черемош - 3,3 м/км. Черный Черемош - 14 м/км и Белый Черемош - 9,7 м/км), быстрым течением (от 8 до 20 км час и более). На реке в изобилии все виды препятствий, характерные для рек III – IV категории сложности, что требует от экипажей байдарок и других судов довольно высокого технического уровня, способствует выработке четкого оперативного мышления, позволяет отработать навыки страховки и самостраховки, прививает навыки хождения по сложным байдарочным маршрутам Карпат. Для Черемоша и его притоков характерны короткие бурные паводки с быстрым подъемом и падением уровня воды.

 

Маршрут для байдарок - Черный Черемош, описание, наши рекомендации:

Начало маршрута в 1 км выше порога Берды. В русле до порога встречаются камни с незначительными сливами между ними. В пороге поперек реки, но не перпендикулярно берегу имеются 3 ступени (высота около 0,7 м), которые образуют за сливами косые валы. Сильно тянет влево. Поэтому необходимо в порог входить у правого берега и далее стараться придерживаться центра. Ниже в 50 м - высокий мост. За ним слева можно зачалиться для страховки других экипажей.

Далее до порога Дземброня существенных препятствий нет,

можно идти без разведки, все время прижимаясь к выпуклому берегу, избегая встреч с камнями, которых здесь достаточно даже в большую воду.


Ориентиром порога Дземброня может служить относительно прямой участок реки (500-700 м) и за ним левый поворот.

Дорога, идущая до этого вдоль левого берега, уходит наверх. На повороте слева галечная мель и за ней многоярусная ряжевая стенка. Напротив стенки по центру реки - зуб. Левее его слив и прижим к стенке. Зуб следует оставить слева.

В 100 м от стенки слева впадает река Дземброня и еще в 100 м ниже начинается, собственно, порог. Подходы забиты камнями. В пороге имеются 3 мощных слива: 2 сразу друг за другом в 100 м. ниже стенки н еще один в 100 м. за ними, за висячим мостиком.
За сливами следуют мощные валы около 1,5 м. Особенностью порога являются надводные камни по всей длине порога, которых в валах не видно. Эти камин могут послужить причиной переворота. Поэтому порог требует тщательного осмотра. Прохождение: вход правее центра, в валах уходить влево от прижима вправо, к скале.
Последний слив проходится по центру. За мостом до поворота направо - шивера.
Можно идти сходу по центру. На повороте направо река делится на два русла.
Идти можно любой протокой. На повороте налево - узкое место, мощные до 1 м. валы.
Далее следует прямой участок (700 м), а затем на правом повороте реки под высокой скалой - порог «Белая кобыла» протяженностью около 500 м. В пороге имеется ряд ступенчатых сливов. Струя все время «жмется» к ряжевой стенке у левого берега.
На выходе из порога у левого берега пенная яма. Идти следует все время как можно ближе к правому берегу. Только в этом случае можно миновать пенник. Прохождение затруднено обилием камней у правого берега. За порогом (через 500 м) река поворачивает налево. На повороте прижим, за поворотом слева впадает река Быстрица. За ней дорога поднимается от реки на высоту до 50 м, а река уходит в каньон. Здесь начало каскада порогов под общим названием «Гуки».

 

Все пороги каскада «Гуки» следует осматривать с дороги, идущей по левому берегу.

Для более тщательного осмотра следует спуститься к реке. Первая часть каскада носит название «Гучок» и представляет собой два слива (между ними около 200 м) на правом повороте реки. Все время сильно прижимает к левому берегу, но идти у правого берега нельзя из-за обилия камней. Поэтому следует идти центром, как можно ближе прижимаясь к правобережным камням. За порогом на прямом участке (500-700 м) легкая шивера, которую проходят по центру, а затем река поворачивает направо.
Перед поворотом следует остановиться для осмотра порога «Гук» - самого мощного на реке. Осмотр слева по береговым камням. Вход в порог «забит» камнями.
На выходе резкое сужение реки. Здесь мощный слив и мощный вал за ним - 1,5 м.
Главное, при прохождении порога правильно зайти в слив. Порог проходится по центру с маневром между камнями на входе. Через 1-2 км долина расширяется, слева появляются строения села Ильца. В начале села мощная шивера, проходимая по центру.
Шиверу желательно разведать. На левом берегу в 200 м выше шиверы стоит красивый дом с островерхой крышей (местное лесничество).

 

 

Читайте также:

Все про активный отдых в Карпатах, дикая рыбалка, пешеходные треки, походы, питание в походе, грибы, ягоды, первая помощь, как не заблудиться в Карпатах и много другое…


Река и дальше не успокаивается. Легкие и средние шиверы чередуются с прижимами, расческами, бурными перекатами. Поэтому не следует расслабляться.
В с. Криворивня напротив церкви - мощная шивера. Проходить ее надо по центру.
За с. Верхний Ясинов - порог. Порог «Верхний Ясинов» расположен под высокой правобережной скалой на левом повороте реки. Характерная особенность порога - высокий вал и прижим вправо. Проходить следует ближе к левому берегу, избегая встреч с камнями.
До с. Устье-Рнки река несколько успокаивается, но расслабляться не следует. В с. Устье- Рики (перед слиянием с Белым Черемошем) реку пересекает автомобильный деревянный мост. Следует эачалиться перед ним к правому берегу, либо к острову. Отсюда можно попутной машиной уехать в верховья Белого Черемоша.


Маршрут для байдарок - Белый Черемош, описание, наши рекомендации:

Белый Черемош - горная, бурная река. Скорость до 20 км час. Сильные прижимы, узкое русло. Почти перед всеми препятствиями необходимо производить разведку, в основном по левому берегу. В 2 км ниже плотины Мариен - порог Горбы. Ориентир порога - на повороте справа огромный обрыв красноватых скал. Порог хорошо просматривается с дороги при заброске вверх, представляет собой два широких слива до 0.5 м высотой с интервалом 50 м и далее (через 70 м) - новая ступенька (1 м высотой) с пенной ямой.
В 100 м. ниже ступени - еще одни слив. Проходится по центру. Сразу после прыжков со ступеней необходимо отрабатывать от ряжевой стенки. Ниже ступени необходимо поставить страховщика, самостоятельно выбраться из пенной ямы не всегда удается.
На отрезке от Горбов до гамованок (так в Карпатах называют плотину) в с. Солотвино - масса прижимов, порожистых участков и мест с валом до 1.5 м (большая вода). Для байдарок обязателен осмотр всех участков. Гамованка «Солотвино» обносится по левому берегу. Чалиться следует еще до ряжевой стенки. Не исключены варианты обноса по правом берегу- и по пустому лотку гамованки.

 

Порог Каляла в 1.5 км ниже гамованки «Солотвино».

После «Солотвино» река делает небольшой правый поворот, затем левый поворот с ряжевой стенкой, вновь правый поворот с ряжевой стенкой и камнями около него. После этого поворота начинается порог «Каляла». Его длина 100-200 м представляет собой узкое русло реки с камнями. В малую воду порог проходить трудно из-за обилия камней.

В большую воду после правого поворота порог проходится сходу по центру.

Метров через 400-500 за порогом «Каляла» - пешеходный мост через реку.
Здесь можно пристать к левому берегу, через 1 км. начинается порог «Дудки» крутым левым поворотом реки.

В малую воду у ряжевой стенки обнажаются острые камни - «бойцы», в которые бьет поток. Затем через 200-300 м следует левый поворот такого же характера, метров через 100-150 - вновь левый поворот, после которого начинается «лестница» - несколько каменных ступеней, между которыми 10-15 м.
В большую воду «лестница» для резиновых лодок проходима при условии наличия плотного фартука и если экипажи физически сильны и схожены. Через 200-250 метров еще один левый поворот с камнями и сливом ряжа справа. После небольшого сужения реки через метров 200 ниже можно пристать к левому берегу, а через 500 м после правого поворота
начинается порог «Воротца». Порогу предшествуют ряд сливов высотой до 1 м на правом повороте, однако перед порогом можно зачалиться.


Порог «Воротца» - самое сложное препятствие на Белом Черемоше:

Начинается после правого поворота за селом Тарнычина. Река течет в узком (и скользком) каньоне.
Порог можно осмотреть с правого берега. Основную опасность представляет каменная «лестница» - несколько каменных гряд, наискосок, перегородивших почти всю реку. Общее падение воды «лестницы» - более 5 м (на протяжении 100 м). С последней гряды основная струя почти под прямым углом бьет в ряжевую стенку справа, а затем после каменной гряды перед правым поворотом бьет в скалы на противоположном берегу. Этим и кончается порог протяженностью 500 м, требующий большого внимания при прохождении. Очень трудно избежать удара в правую ряжевую стенку, но поскольку «лестница» в большую воду остается глубоко под водой, сам подход к стенке становится безопаснее. Идти следует все время на отрицательной скорости (табаня), прижимаясь к правому берегу.

После порога через 700-800 метров можно пристать к левому берегу перед обломком скалы.
За Воротцами (через 2 км) каньон заканчивается и по обоим берегам видны дома.
Через 7 км. начинается с. Яблоница с водозаборной плотиной в центре села. Проходим слив плотины в большую воду. Через 4 км - гамованка «Конятнн». Здесь обнос, поскольку боковые шлюзы непроходимы.
Через 2 часа - с. Усть-Рики.