Одна из величайших святынь христианства - Храм Гроба Господня, возведен в Иерусалиме на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. Под его сводом находится Голгофа – место Смерти Спасителя и Кувуклия – место Его Воскресения. Места распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа, и являются одними из самых священных мест для всех христиан мира.
Северо-западная часть Старого города в Иерусалиме занята христианским кварталом. Заселение его началось в IV веке, когда над развалинами римского языческого храма византийский император Константин воздвиг храм Воскресения Господня - святая святых всего христианского мира, ибо здесь совершилось искупление рода человеческого.
Здесь Голгофа, на которой крестной смертью пострадал Христос за грехи наши.
Здесь ложе, на котором три дня покоилось тело Богочеловека. Храм воздвигнут на месте, где был распят, погребен и затем воскрешен Христос, однако сейчас храм даже отдаленно не напоминает первоначальную постройку. Через 38 лет после смерти Иисуса Христа римское воинство под предводительством императора Тита подступило к стенам Иерусалима. Иерусалимской церковью правил тогда Святой Симеон, один из 70 апостолов и сродник Господень.
Видя приближение тяжелых времен, предсказанных Спасителем, собрал он свою паству и удалился с нею из города, предназначенного к разрушению, в город Пеллу (ныне Файл). Когда разрушение Иерусалима свершилось, христиане вновь возвратились в город со своим Святителем которому (как очевидцу кончины Христа) нетрудно было среди всеобщих развалин отыскать скалу Голгофы и пещеру погребения.
Через 30 лет после мученической смерти Святого Симеона римский император Адриан, чтобы удалить христиан из этих святых мест, приказал сровнять место между Голгофой и пещерой погребения, завалить его мусором, а сверху соорудить языческий храм.
Так прошло почти 200 лет. Места нашего спасения были скрыты от глаз, но сам языческий храм, сооруженный на них, указывал их христианским паломникам.
Когда император Константин принял христианство, то первым делом приказал соорудить на этом месте храм удивительной красоты, который "был бы великолепнее всех храмов, где-либо существующих, и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений".
Прежде всего пещера погребения была отделена от скалы, в которой находилась, для того, чтобы ее можно было всецело включить в воздвигнутую круглую часовню Эту часовню окружали 12 столбов (по числу апостолов), и называлась она Анастазис (Воскресение). От нее на восток шел собственно Храм, перед которым был четырехугольный двор с крытыми кругом ходами, а во двор с торговой площади вела лестница, украшенная столбами. Все это было украшено мрамором, блестело золотом и драгоценными камнями.
Храм это простоял менее 300 лет Персидский царь-огнепоклонник Хозрой в 614 году со своей армией вторгся в Иерусалим и разорил город и храм, сооруженный Константином. Но уже в следующем году он, уступая просьбам своей жены- христианки, разрешил выстроить на этом месте новый храм. Бедность после разорительных набегов персов не позволяла воссоздать храм в таком цельном и великолепном виде, как он был сооружен первоначально, и были возведены четыре отдельных храма.
Читайте также:
Гроб Господень в Иерусалиме. Благодатный Пасхальный Огонь. Восхождение Благодатного Огня
Над пещерою погребения Христа вновь был воздвигнут круглый храм, как это было при Константине, а потом были выстроены еще два небольшие храма - над Голгофою и местом обретения Честнаго Креста. Четвертый храм - во имя Пресвятой Богородицы - возвышался там, где приблизительно находился камень миропомазания. В таком виде застали эти Святые места арабы, овладевшие Иерусалимом через 20 лет. Халиф Омар милостиво обошелся с христианскими храмами, не тронув их, но его наследники если и не разрушали их, то постоянно грабили, особенно в IХ-Х веках. Крестоносцы, которые завладели Иерусалимом в XII веке, передали все христианские храмы латинскому духовенству.
Все христианские конфессии стремились быть как можно ближе к храму Воскресения. Это привело к тому, что он со всех сторон (за исключением южной площадки, где находятся входные двери) был окружен зданиями. Его окружали старая православная патриархия, с севера к нему примыкали латинский и коптский монастыри, к коптскому монастырю с востока храма прилегал абиссинский. Между ними перед входными дверями располагался монастырь Святого Авраама.
Сверху Храм Воскресения покрывают два купола, оба увенчанные крестами.
Один из них находится над часовнею Гроба Господня, другой - над приделом Воскресения.
Во двор, где стоит храм Гроба Господня, ведет скромная калитка Гроб Господень в Иерусалиме. Сразу при входе виден камень Помазания, который представляет собой продолговатую низкую плиту. На этот камень, облицованный сейчас мрамором, было положено тело Христа, снятое с креста, для умащения ароматическими веществами перед погребением.
Со времен войны 1812 года права на восстановленный храм Воскресения остались только у представителей четырех церквей - Римско-католической, Иерусалимской, Армянской и Коптской. Войдя внутрь храма и спустившись по лестнице, мы попадаем в темный, мрачноватый зал. Своды его поддерживаются многочисленными колоннами и строительными лесами, оставленными после землетрясения 1927 года. Многие колонны имеют трещины, стянутые металлическими скобами. В центре зала стоит небольшая купольная часовня (Кувуклия) из розового мрамора, поставленная над пещерой Гроба Господня в 1810 году. Часовня имеет два придела, придел Ангела (здесь мы видим фигуру ангела, сидящего на гробовом камне, часть которого вделана в мраморную чашу) и собственно гробницу, куда ведет низкий проход.