Исторический центр Львова пронизывают многие километры подземных лабиринтов, сохранившихся с разных времен. Многих туристов они притягивают к себе, как магнит. Одни думают отыскать там какие-то мифические сокровища, другие хотят погрузиться в атмосферу средних веков или просто пощекотать себе нервы.
Сегодня свободного доступа в львовские подземелья практически нет. Неподготовленные туристы, без специального снаряжения и карт, могут вполне заблудится в подземных лабиринтах, попасть под осыпание каменных пород или, даже, подцепить какой нибудь вирус, возбудители которого способны ожидать свою жертву в подземельях, столетиями.
И все же побывать под львовской булыжной мостовой без риска для жизни и здоровья можно…
Дорога к храму
На самой длинной улице Театральной - в исторической части города, находится костел Святых Петра и Павла, когда то он принадлежал ордену иезуитов. Построенный в 1610-1630 гг. итальянским архитектором по образцу главного иезуитского храма городе Рим, он стал первым сооружением в Львове в стиле барокко. В то время это было огромное здание, 42х24 м и высотой 27 м.
Иезуиты пришли в город Львов в конце 16 столетия. И хотя Львовне приняли их не совсем гостеприимно (скорее, наоборот), со временем сумели утвердиться на новом месте. В основном иезуиты пропагандировали просветительскую деятельность. Обучение в иезуитской школе было бесплатным и открытым для всех христиан, независимо от происхождения и национальности. Под одной крышей учились украинцы, поляки, армяне.
Среди известных учеников этого заведения были известный путешественник Григорьевич-Барський. Будущий гетман Украины Богдан Хмельницкий также учился в Львове, и этот факт, помог Львову во время казацкой осады в 1656 г.
Львов тогда не имел больших разрушений, а только заплатил существенную контрибуцию в 600 000 злотых.
С 1848 года, когда существование ордена иезуитов в Австро-Венгрии было запрещено, костел продолжал служить городу межконфессионным храмом. В июне 1946 г. резиденцию иезуитов в Львове было закрыто окончательно, а костел помещение для хранения книг. В нем и до сих пор хранятся почти два миллиона старопечатных книг, манускриптов, рукописей.
Подвалы же храма святых Павла и Петра советское правительство еще в далеком 1945 г. передала работникам ЖЕКа под хозяйственный нужды и хранение дворницкого инвентаря. И именно к этим подземельям двигаемся мы в своем рассказе, потому что именно тут теперь — наиболее привлекательная часть подземного Львова.
Под землю
Больше года в подвалах костела ордена иезуитов действует художественная галерея «Равлик», она сегодня организовывает выставки и предлагает новые, еще не выставляемые, работы современного творчества знаменитых мастеров. Ее обустройство, которое длилось шесть лет, послужило причиной того, что теперь в доведенных почти до первоначального вида подземельях, «Улитка» проводит уникальные экскурсии.
Заказ на подземные прогулки принимаются предварительно. Количество экскурсантов в проводимых группах — 18 человек ( это оптимальное количество для обеспечения безопасности людей и экспонатов). 14 грн. стоит экскурсионное сопровождение и входные билеты.
Кроме того каждый день, в 17 часов (в выходные— 16.00) приглашают группы, экскурсантов. Билеты в это время стоят немного дороже, но, видео и фото, — бесплатны.
Экскурсии начинается от внешнего люка, именно он и есть входом и выходом в подземный туннель, проложен он прямо под проспектом Свободы в районе «Гранд-Отеля». Вход этот или люк довольно широк и удобен, настолько, что трое-четверо экскурсантов могут вполне разойтись одновременно, не мешая друг другу. Сразу привлекают внимание металлических кольца, глубоко вмонтированные в каменную стену недалеко от входа. Скорее всего, именно они удерживали массивные металлические цепи, на которых в подземельях жили узники.
Раньше здесь были обнаружены древние орудия пыток — кандалы и дыба, сегодня они экспонируются в Львовском музее истории религии. Однако полагают, что инквизиция не казнила в Львове, да и во всей Галиции ни одного человека. По крайней мере, документальных доводов уничтожения инакомыслящих нет.
Поражают четырехметровые средневековые ограды подземелья... Небольшое количество уцелевших фрагментов фресок над массивными окнами...
Снизу найдена комната с двумя небольшими нишами, с древними настенными фресками, но вход для посетителей, к ним, сегодня, еще не открыт. Предполагают, в этой комнате уединялись монахи, именно там вымаливали грехи и общались с Богом.
Ступеньками нижней части яруса иезуиты, скорее всего, пользовались во время военных осад, чтобы тайно перемещаться подземными лабиринтами и выходить за стенные ограды, к реке Полтва. Кстати, тогда река была полноценной, водной артерий города.
Сегодня арки нижнего яруса посетители могут созерцать через стеклянный мостик, по которому разрешается ходить.
На отдельном стенде экспонируются некоторые находки, найденные во время расчистки подземелья. Здесь можно заметить старинные элементы быта: например остатки кухонной утвари 14-18 столетия, элементы крепления дверей — петли, замки и т.п. Отреставрированный замок XVIII ст. украшают такие же аутентичные входные двери в помещение. Правда, ключ к ним сделал уже современный мастер.
Мистические знаки
Самой интересной находкой в этих подземельях, стал саркофаг 18 столетия из сплошного камня. Интересно, что вес только одной крышки саркофага превышает 700 кг. Гроб предназначался для архиепископа Вижицького, об этом свидетельствует именная надпись на нем латинским языком. Но историки убежденны, что Вижицький не был похоронен в нем. Поскольку не хватает главной детали в надписи, а именно последних двух цифр в выбитой на камне дате погребения «17...», да и мощей в саркофаге обнаружено.
Однако есть и мистические доводы того, что архиепископ мог быть здесь похороненный. Родовые ветви Вижицьких — идут из родового дерева Потоцьких, один из семье Потоцьких застрел себя сам серебряной пулей, потому что видел в себе вампира. Гроб был найден разбитым, с выдавленной боковой стенкой. Возможно это работа «черных» археологов. Но интересно, что отдельные исследования подземелья утверждают, что характер обломков может свидетельствовать о том, саркофаг был разрушен из середины, а никак не извне…
Изюминкой экскурсии по подземельям, конечно, есть призрак черного монаха. В средневековье в подземельях иезуитов пропал монах, и в него пустой келье был найден клочок смятой бумаги, подписан он был кровью, это факт и сегодня считают не чем иным как договором о продаже души сатане. Именно этот документ зафиксирован в архивах, и в судебных книгах Львова была сделана даже копия этого соглашения. Именно в тот момент, когда гиды рассказывают об этом туристам, в одной из многочисленных темных ниш тихо появляется призрак монаха с фонарем в руках, не пугайтесь, роль призрака сегодня исполняет служащий галереи «Равлик». Это оживляет впечатления и додает туристам адреналина.
Загадочным явлением есть также происхождения похоронной урны со старокитайскими иероглифами и остатками праха.
Но эта находка объясняется историками уже достаточно прозаично.
Львов в средние века имел достаточно мощные дипломатические и торговые связи с древним Китаем. Например, Михаил Боїм (Боїм — знаменитая личность в истории Львова) был поверенным посланцем Ватикана в Китае. Возможно, иезуиты привезли урну с прахом во Львов, а возможно захоронение было произведено и самими китайцами, которых дороги судьбы занесли аж в средневековый Львов.
А вот сокровища монахов - иезуитов, о которых и сегодня ходят легенды, в подземельях костела не найдены до сих пор. Однако по крупицам восстановленное подземелье древнего Львова уже само по себе является огромным кладом для историков и туристов, ценителей старины. Именно с подземелья костела начинается пешеходный туристический маршрут «Подземный Львов»