Лемки, бойки, гуцулы.

Лемки. Рождественские традиции Карпат

Празднование Рождества у лемков в целом похоже на празднование в Галичине.
Значительно отличается только рождественское, особенно “святовечирное” меню и еще некоторые обряды. Если для гуцулов главным была скот, без которой трудно было представить жизнь гуцула, то лемки на горных склонах Карпат занимались, прежде всего, земледелием.
Поэтому у них и вся святвечирняя символика, вся обрядность - это древняя обрядность земледельца. Потому у них особенно важной и главной была земля и плоды, которые дарила именно она. Праздник Сочельник - всегда был началом нового хозяйственного года.
В эти праздничные дня всегда проводили гадание на будущий год именно про землю, скот, здоровье, о девичьей судьбе и тому подобное.

 

К Рождеству готовились очень тщательно, убирали и украшали дом, например, ленточными вышиванками из бумаги. Традиционной была ажурная соломенное украшение «паук», которое крепилось на несущей балке жилища.
Кстати, паука считали оберегом от зла и нечистой силы и американский индейцы.

К трапезе Святого ужина надо было приступать в полной чистоте души и тела.
Поэтому с древних времен использовался обряд ритуального очищения.
Как только появлялась первая звезда, в вечернем небе, лемки умывались свежей ледяной водой – после этого омовения торжественно, всей семьей, с молитвой, деревянными крестами, а еще с хлебом и  огнем шли к водоразделу - реке или ручью.

 

Следующим торжественным обрядом было особое «праздничное», а также «магическое» кормления скота, и всей живности, которая была в хозяйстве и произносили множество заклинаний, чтобы скот был здоров и плодовит в новом году. Обряд кормления проводился с огнем или лампадой. Часто огнь нес ребенок – для детей это действо всегда было ярким и почетным. Кроме того, люди в Каратах, верили, что на следующий год ребенок, проводивший подобный обряд, будет удачлив в поиске грибов в горах Карпат. Также скоту подносили хлеб и чеснок. В Карпатах знают, что чеснок не только исцеляющий, но и замечательно оберегает от плохой и нечистой силы.
Только после праздничного чествования скота и молитвы семья имела право сесть за стол, за праздничный ужин (свята Вечеря).


Во время, которого, именно для скота отдельно откладывали по три ложки каждого (из двенадцати) блюд находящихся на праздничных столах.

Самый старший член семьи торжественно вносил рождественский сноп (дидуха) и устанавливал его в углу жилища. Дидуха плели из не обмолоченного снопа овса или ржи, перевязывали повереслом, дидух у лемкив не украшался.
Только на севере лемкивщины в злаки снопа, вплетали цветы, и освященные лечебные травы Карпат.
Внося сноп, хозяин жилища обязательно произносил: «Христос ся рождае» и приветствовал всю семью с наступившим праздником Рождества. За ним входили в дом младшие члены семьи -сыновья или внуки вносили в дом солому и сено.
На пол дома высыпалось сено и солома, а на праздничный стол - а часто и на лавки – укладывали сено и солому. И только поверх слоя сена застилали праздничную скатерть на Рождественский стол. Зажигали Рождественскую свечу, молились всей семьей перед ужином.


В молитвах просили ушедших из жизни членов семьи, отведать праздничный, Рождественский ужин.
А болезни, мышей, крыс и всякую нечисть просили не посещать жилище ни в эти праздничные дни, ни весь следующий год.
Самый старший член семьи предварительно готовил и произносил пожелания каждому сидящему за столом, и только после этого начинали ужин, причем каждый должен был хотя бы попробовать все 12 праздничных блюд.
Святой Рождественский ужин начинался с зубца свежего чеснока.
Перед тем как начать ужин надо было перекреститься.

Лемки, в  целом,  были очень близки к природе Карпат.
Кроме пахотных земель многие из хозяев владели еще и участками леса.
Лемки очень бережно относились к лесам Карпат, и никогда не поддерживали  «новомодных» традиций - рубить на Рождество ели. Вместо елей на Рождество использовались дидухи.
Но, в некоторых селах лемкивщины в прошлые времена, ели, издавна подвешивали к потолку.
Часто в основную, несущую балку дома, вершиной вниз, прибивали маленькое, еловое деревце.
Большие ели, в качестве главного Рождественского атрибута,  лемки, стали использовать в крестьянских домах в 50-60-е годы ХХ века.

 

Достаточно древним у лемков, и у бойков, был ритуал использования на Сочельник железных предметов, плуга.
Вероятно, эта традиция тянулась еще со времен, когда металл и инвентарь из металла был очень ценным, и именно от него, очень часто, зависела жизнь и пропитание семьи.
Кроме того, эти предметы имели свою определенную символику. Например, цепью связывали ножки Рождественского стола, чтобы вся семья жила вместе весь следующий год и напасти обходили стороной жилище.

За столом все делились просфорой с медом и торжественно употребляли традиционные блюда. Традицию готовить кутью привезли на лемковщину в двадцатых годах прошлого столетия, священники и учителя из Восточной Галиции (Львовская область).
До этого важнейшим обрядовым блюдом был рождественский хлеб (или три хлеба).
Блюд на Рождественском столе должно быть 12, или 7 не  меньше.
Прежде всего, это: киселица (овсяный кисель), легкий борщ (щи), пироги с капустой и картофель с грибной подливкой, сладкие пироги с сушеными сливами, ягодами, горох с капустой, фасоль с капустой, бобальки (Рождественские булочки с медом), узвар – юха (компот из сухофруктов), грибы, сельдь , рыба.
Лемковщина большая, поэтому и меню сильно отличалось. Но блюда всегда и везде были постными.
В течение всего ужина из-за стола никто не вставал.
Встать могла только хозяйка и то - только для того что бы подать очередное блюдо,  многие ставили сразу все блюда так что бы дотянуться до них можно было не вставая.
Считалось, да и считается до сих пор, что за Рождественским столом, в период трапезы, незримо присутствуют души ушедших из жизни, членов семьи и тревожить их нельзя.
Закончив трапезу – рождественский ужин, дружно колядовали, сначала за столом, позже уходили в гости к родным, друзьям, соседям. Колядуя по дороге и в домах.
Ложки после ужина засовывали в дидуха под повересло - чтобы семья жила вместе весь следующий год.
Самые младшие члены семьи прыгали в солому и громко кукарекали - чтобы куры хорошо неслись в новом году.


Взрослые бросали в солому орехи, конфеты, а дети с удовольствием их искали.
В ночь на Рождество ложились спать всей семьей на полу, на солому - потому что Иисус Христос родился на соломе.

Рождественским утром лемки умывались водой, в которую бросали монеты - чтобы быть в новом году счастливыми, богатыми, а главное - здоровыми. Первый день Рождественских праздников проходил исключительно в кругу семьи, а уже на второй и третий - колядуя, ходили в гости. Начинались колядки и вертепы. 8 января был, считался чистым днем.
Это было время молодежной забавы. Ребята приходили к девушкам на выданье помогать им выметать солому из жилищ. При этом колядовали, шутили, угощались, плели длинные, многометровые повересла (туго сплетенный ремень) из соломы. Ими обматывали все вокруг- ворота, дымоход, деревья в саду.

 

Бойки. Рождественские традиции Карпат

В Сочельник в дом вносили "деда" из соломы и "бабу" из сена. В углу или на Рождественском столе ставили сноп. Под праздничную скатерть на стол укладывали лучшее сено, заготовленное еще летом. По углам стола, под скатерть, клали по головке чеснока.
Он должен был охранять от зла и болезней семью в наступившем году.
Бойки также клали  сено и на лавочки, а пол укладывали соломой.

На Сочельник имитировали движения и звуки различных домашних животных.
Например, хозяин, разбрасывая по полу солому, имитировал движения и звуки курицы -наседки.
Дети при этом радостно издавали крики коз и овец.
Во время этого обрядового ритуала слышен был традиционный диалог между хозяином и хозяйкой. Глава семьи спрашивал, хозяйку все ли хорошо в их хозяйстве, все ли животные здоровы и хорошо ли несутся куры, достаточно ли молока детям…
Хозяйка отвечала, что все замечательно, но хотела бы, чтобы следующий год был еще лучше.

Блюд было девять или двенадцать. Часть из них похожи на блюда в других западный регионах Украины, часть - особенные: например - хлеб с чесноком, вареные бобы, пироги с маком и картофелем, голубцы из овсяной крупы, вареная картошка с растительным маслом, овсяная каша, вареные грибы с растительным маслом и луком, киселица (кисель из овса), кутья, борщ, грибной суп.

В Сочельник пекли рождественский карачун. В его тесто (перед запеканием) аккуратно укладывали равномерные, небольшие порции каждого  из Рождественских блюд.
В полночь семья шла с ним к реке или колодцу за водой, и уже у колодца умывались свежей Рождественской водой. Когда карачун вносили назад в дом, то катили его по полотну от двери к столу и по траектории движения угадывали каким будет следующий год для семьи.


То же делали на Новый Старый год (или Василя). После завтрака карачун разрезали, "рога" отдавали скоту, серединку оставляли до весны и дня распахивания полей, а остальные ели сами.

В Сочельник на бойковщине использовали различные металлические предметы, например, топор или цепь. Их клали под стол или скамью. Даже в одном селе разные семьи могли вкладывать в эту традицию разное значение, но все верили в то, что это во благо. В конце концов, ученые считают, что корни этой традиции очень древние.

К очень древним традициям относятся, очевидно, и обряды с огнем и водой.
Например, и на первый, и на второй Сочельник для бойков было обязательное омовение в ледяной воде, а также - окуривание дымом жилищ. В отдельных селах Бойкивщини встречалось даже сжигания буковых поленьев в специальной железной емкости, которую устанавливали в середине комнаты, с Рождественским столом.

На Сочельник колядовали преимущественно дома. Уже на Рождество и последующие дни ребята ходили колядовать в село. Они переодевались, в разные костюмы - в козла, цыгана, деда, бабу,  медведя. Вертепы состояли из 6, 9, 12 или 15 человек, кроме колядок пели также, часто и церковные песни.

 

Гуцулы. Рождественские традиции Карпат

В Святой Рождественский вечер по верованиям гуцулов души умерших предков посещают жилища.
Если даже возвращаются домой, то не удивительно, что домой стремились  и сходились все, кто был где-то вне родительского дома, на работы или учебе…
Хозяйки готовились к Рождественскому ужину за долго, к нему готовились тщательно, готовили блюда, прибирали и украшали дом.
Хозяева мыли скот и рубили на праздники дрова, чтобы не рубить позже, иначе (как объясняли) птица будет рубить кукурузу.

Утром Святовечернего дня, хозяин разжигал костер во дворе, и только из него брал огонь для печи и печки, в которых хозяйка готовила ужин.
Кроме двенадцати блюд она варила водку с медом (медовуху, слабоалкогольный напиток из меда), с добавлением калины, гвоздики, корицы и перца.
Целый день до Святой ужина и с самого утра никто ничего не ел, не пил, и не курил.
Считалось, что садиться за Рождественский стол нужно было чистым душой и телом.
А еще – нельзя было ругаться и ссориться, потому что этот  день был днем мира и благословения. Стол застилали отавой (молодой травой, заготовленной еще летом) и различными злаками, а уже сверху расстилали скатерть.
По углам Рождественского стола клали головки чеснока, а под скатерть - перевязанные ножницы. При этом хозяин приговаривал, что это он не ножницы вяжет, а челюсти окрестным волкам и медведям, чтобы у тех не было сил нападать на хозяйский скот.


Все эти ритуальные действа сопровождались гаданиями.
Перед ужином хозяйка клала  на стол хлеб, в два ряда, а сверху на них - калачи и соль.
Когда на дворе совсем темнело, и появлялась первая звезда, хозяин - гуцул выходил из дома и стрелял из охотничьего ружья, с этого момента семья начинала Тайную вечерю.
Затем хозяин трижды обходил и обкуривал ладаном дом,  что бы отогнать от жилища нечистую силу.
Главным блюдом на Рождественском столе у гуцулов были бобовые  с солью – их первыми и ставили  на стол. Сразу после главного блюда шли и остальные: рыба, пироги, голубцы, сливы, пшеница с медом - дзьобовка, картофель с растительным маслом и толченым чесноком, узвар из сушеных фруктов, горох с маслом и чесноком, логазу - ячмень с растительным маслом или медом, сливы с фасолью, пироги с маком, росивницю - капустный рассол с крупами, кашу - просо с растительным маслом, кокоша - вареная и очищенная кукуруза.
Из  каждого из двенадцати блюд хозяин брал щепотку и отдавал на корм скоту.


Гуцулы - пасечники, обязательно давали пчелам в Рождественский вечер – смесь родниковой воды с медом. После этого он повторно окуривал ладаном весь двор и дом, а также засевал диким маком, все вокруг дома.
Затем хозяин входил в дом, где хозяйка вручала ему  миску лепешек, и две чаши - с медом и родниковой водой.
Хозяин, взяв все снадобья, выходил во двор, и приглашал злые силы, диких зверей и бурю на Святой ужин. Обходил три раза. Приговаривая, что если они не могут прийти на Божий Святой ужин, то пусть не приходят, не появляются в доме и в течение всего года.
Только после этого гуцул заходил в дом, закрывал входные двери, обкуривает ладаном семью, после клал ладан на круглый камень под стол.
После этого вся семья молилась и просила у Бога здоровья и благополучия в наступившем году, молились за души ушедших членов семьи,  и просили, чтобы Бог отпустил их на Святой ужин к ним сегодня.
Сам Рождественский ужин начинался с того, что хозяин – гуцул подбрасывал горсть пшеницы к потолку три раза. Бросив первый раз - приговаривал, чтобы водились ягнята, второй раз - телята, третий - пчелы. Хозяйка же рассыпал в углах дома бобовые для душ умерших и ангелов.
Сразу после этого семья приступала к ужину - начинали с кутьи, обязательно запивали  все блюда  молодым вином.
Во время всего ужина из-за стола не вставали, ничего не говорили, звучать могли только поздравления с Рождеством. Вино вся семья пила из одной чаши по очереди.


Завершали  ужин обязательной молитвой.
Посуда и ложки должны были находиться на столе, аж до следующего дня и при горящей свече - для душ усопших.
Сразу после Рождественского ужина или как его называют в Карпатах – Тайной Вечери,
наступало время Рождественских гаданий,  хозяева гадали на урожай, скот и пасеку, а девушки гадали на замужество. Затем гуцулы ходили в гости к кумовьям, друзьям, соседям.
Брали с собой глиняные горшочки с  праздничными блюдами, и шли в гости, колядуя по дороге и в домах.  На следующий день, после молитвы, все убирали со стола, оставляли только два хлеба, калач, соль и чеснок. Остатки Рождественских блюд  никогда не выбрасывали, а отдавали на корм скоту и птице.  Пост заканчивался вторым днем Рождественских праздников. Коляда длилась два следующих дня  с музыкой из скрипки, баяна и сопилки.
Колядники, с деревянными крестами,  в праздничных, рождественских костюмах, с топориками на длинной рукоятке,  обвешавшись колокольчиками, посещали, в первую очередь, дом священника, только после этого уже ходили по всему селу, с рождественскими песнями и колядками.