Сихендж, Англия. Места силы планеты Земля.

В период зимних бурь 1987-1988 гг. недалеко от береговой линии в заливе Wash в между приливной зоне был обнаружен овал из деревянных столбов. 13 августа 1988 г. его осмотрел представитель общества охраны памятников «Norfolk is a site and monuments record», и было принято решение не только изучить этот объект, но и взять его под охрану. Находка немедленно привлекла внимание исследователей всего мира. Деревянных памятников эпохи бронзы не очень много — это первый памятник такого рода в Британии, дошедший до нас. Он хорошо сохранился благодаря тому, что был покрыт слоем торфа.
Сооружение представляет собой пятьдесят пять деревянных столбов, поставленных плотным кругом около 7,5 м в диаметре. В центре находится вбитый в землю перевернутый дубовый пень. Вероятно, в свое время сооружение строилось на болотистой почве на расстоянии полумили от берега, но море постепенно поглотило его.
Чтобы датировать памятник, были использованы два метода. Во-первых, углеродный анализ кусочков дерева.
Во-вторых, древесные кольца столбов ученые сравнили с уже имевшимися в их распоряжении образцами срезов различной давности, самые древние из которых имеют возраст более семи тысяч лет. Сравнив показания двух анализов, Алекс Бейлис, сотрудник «Лаборатории древних памятников», высчитал, что дуб, находящийся в центре, был срублен в период апреля - июня 2050 г. до н. э., а окружающие его деревья - весной следующего года.



Что же касается назначения Сихенджа, было выдвинуто несколько предположений. Он мог быть местом религиозных жертвоприношений. Современные друиды считают, что на столбы могли быть установлены головы знаменитых вождей, чтобы таким образом защитить береговую линию от нападения. Современные друиды проявляют большой интерес к памятникам бронзового века, хотя вряд ли друиды древние проявляли к ним такое же внимание. Считается, что первые друиды появились в Англии позже, в эпоху железа, около III в. до н. э. Тем не менее подобные памятники составляют важную часть мировоззрения современных друидов.
Робинсон Шоу, автор статей для Национального географического общества, отмечает, что, по мнению многих археологов, это было так называемое захоронение под открытым небом. Тела покойников размещались на центральном пне и постепенно разлагались, как бы давая душе возможность выйти на свободу.
Дуб в центре сооружения дал ответ на один давний вопрос. При раскопках подобных памятников в центре круга часто находили яму, но ее предназначение оставалось загадкой. Вполне возможно, что в каждой такой яме располагался деревянный пень. Зачем он был нужен? Вероятно, служил своеобразным алтарем, на который клались тела усопших. Рядом с дубом были найдены ветки жимолости, которыми тела могли привязывать к пню.
Летом 1999 г. части сооружения были выкопаны и перевезены для анализа в национальный археологический центр изучения культур бронзового века «Flag of the ex-caations». Это было сделано главным образом для того, чтобы защитить дерево от разрушения, поскольку столбы лишились защитного торфяного слоя, которым были покрыты. Дерево стали точить жучки, а кроме того, поскольку Сихендж находится в зоне особого научного интереса, связанный с этим наплыв многочисленных туристов и исследователей мог нарушить природный баланс в данном районе. Район является природным заповедником, где обитает множество видов редких птиц.
Дэвид Майлз, главный археолог «Английского наследия», так сказал об этом сооружении: «Опись и анализ всех деревянных частей памятника должны значительно увеличить наши знания о религии и обрядах той эпохи. Сооружение располагалось на границе земли, воды и неба.  Древнему человеку это давало возможность общения с богами небес и подземного мира. За двадцать пять лет, отданных археологии, я не встречал памятника, вызвавшего столь полярные мнения и столь большой интерес».

Перенос сооружения вызвал и отрицательную реакцию, в частности у неоязычников, которые стали протестовать. Ролло Маффлинг, один из них, сказал следующее: «Не случайно главная ось ориентации Сихенджа находится на линии, соединяющей точку летнего восхода солнца на северо-востоке и зимнего заката на юго-западе. То же самое мы можем наблюдать в знаменитом каменном кольце Стонхендж. Более того, эта летне-зимняя лей-линия, на которой находился Сихендж, проходит и через Стонхендж, а потом через Мейден-Касл в Дорсете. Таким образом, кольцо Сихенджа является как бы береговыми воротами, через которые проходит самый первый луч света на своем пути в великое мистическое святилище Стонхендж». Неоязычники считают, что было бы лучше не убирать Сихендж совсем, а просто передвинуть на берег, вдоль той же лей-линии.  Тоби Фокс, главный менеджер Археологического центра изучения культур бронзового века, куда были перевезены деревянные части кольца, предположил, что Сихендж был своеобразной усыпальницей, сооруженной в докельтскую эпоху народом культуры «колоколовидных кубков». «С этим памятником связана какая-то мистика, — признал он.
- Как только мы снова его собрали, все тут же почувствовали, что от него исходит необычная энергия... Честно говоря, было даже немного жутко».


Стонхендж. Англия. Места силы планеты Земля.

Стонхендж возводился в несколько этапов. Этап первый, датируемый углеродным анализом примерно до 3100 г до н. э., включал постройку круглого рва и внутренней земляной насыпи. Ров имеет почти сто метров в диаметре и единственный вход. По периметру расположены пятьдесят шесть ям, известных как Лунки Обри. В них были найдены кремированные человеческие останки. Считают, что в центре находилось деревянное святилище.
Этап второй начинается примерно с 2150 г. до н. э. Святилище заменили двумя кольцами из «голубых камней» (содержащих медь), которые были привезены из Презелийских гор в Уэльсе, более чем за двести миль. Кроме того, были выкопаны параллельные рвы, образовавшие аллею, ориентированную на точку восхода солнца в середине лета. За пределами кольца был воздвигнут тридцатипятитонный Пяточный камень.
Во время третьего этапа строительства, ок. 2075 г. до н. э., голубые камни были повалены, а на их месте установлены огромные валуны (сарсены) с перекладинами сверху. Такая комбинация из двух вертикально поставленных глыб, покрытых третьей, называется «трилит» («трехкаменный»). Сарсены (это песчаник) были добыты в местечке Мальборо-Даунз поблизости.



В течение четвертого этапа, примерно между 1500 и 1100 гг. до н. э., около шестидесяти «голубых камней» были вновь расставлены кругом внутри кольца из валунов, и еще девятнадцать выстроены в форме подковы.
По приблизительным оценкам, все время строительства составило около тридцати миллионов часов труда. Только развитое и организованное общество могло воплотить в жизнь такой крупный проект. Располагая самыми примитивными орудиями, строители Стонхенджа вытесали камни, пазы и шипы в них, чтобы соединить камень-перекладину с двумя вертикально стоящими. С помощью оленьих рогов и костей они выкопали ямы под эти камни.
Способ доставки глыб с Презелийских гор не раз был предметом обсуждения среди ученых. Почти наверняка их привезли морским путем либо через Бристольский канал, либо вокруг Лэндз-Энд, а потом протащили волоком до Стонхенджа. По морю их везли либо на больших плотах, либо, как предположил археолог Т. К. Летбридж, по воде, закрепив между двумя лодками. Эту теорию в 2000 г. проверили на практике в виде так называемого проекта «Миллениум». Группа добровольцев попыталась доставить голубой камень по прозвищу Элвис от Презелийских гор до Стонхенджа морским путем, закрепив его между двумя легкими лодками, схожими с теми, которые могли использоваться в древности. Во время выполнения проекта его участники столкнулись со множеством проблем. Например, веревка периодически соскальзывала с камня, и он чуть не отправился на дно реки Эйвон. Однако это лишь подтвердило правдоподобность теории, поскольку Элвис был не единственной глыбой на дне реки. Несомненно, наши предки сталкивались с подобными проблемами.

Джон Обри в середине XVII в. предположил, что Стонхендж построили друиды. Эта версия получила широкое распространение, но вряд ли друиды имели отношение к памятнику, поскольку его сооружение значительно предвосхищает их появление в Англии. Стонхендж был закончен, а может быть, даже и заброшен за тысячу лет до времен друидов.
Ни один памятник не вызывал таких жарких споров по поводу своего предназначения, и даже сегодня в этом вопросе нет ясности. Археологи считают, что сооружение использовали в своих обрядах люди эпохи неолита. В 1950-х гг. инженер Александр Том и астроном Джеральд Хокинс из Оксфордского университета предположили, что внутри постройки существуют определенные астрономические закономерности, что Стонхендж был астрономической обсерваторией, а его строители обладали весьма обширными математическими знаниями. За тысячи лет до открытия числа пи проектировщики Стонхенджа использовали эту идею в своих расчетах. Однако гипотезу Тома и Хокинса поставил под сомнение Бенджамин Рей. В 1987 г. он предположил, что большинство астрономических расчетов Стонхенджа не так точны, как считалось раньше, а предыдущие исследователи, упоенные своими находками, могли в какой-то степени выдать желаемое за действительное.
Таким образом, новейшие теории вернулись к тому, что Стонхендж выполнял обрядовую функцию, где его астрономические свойства были скорее орудием, чем главной целью. Рей предположил, что Стонхендж был как бы каменной версией деревянных святилищ эпохи неолита, одно из которых располагалось на том же месте ранее. Тот факт, что вокруг Стонхенджа обнаружено много древних захоронений, навел Рея на мысль, что памятник играл некую роль в похоронных обрядах. В 1923 г. в Стонхендже был найден скелет мужчины, по-видимому, обезглавленного мечом. Сначала ученые решили, что этот человек умер естественной смертью, и лишь с помощью современных методов анализа, после повторного обнаружения скелета в запасниках Музея естественной истории в Лондоне, удалось установить истинную причину его гибели.
Среди сторонников движения «Новая эпоха», и не без основания, распространено мнение, что Стонхендж построен на месте, издревле обладавшем большой энергетикой. Он находится на важных лей-линиях и сами его строители, вероятно, считали это место источником природной энергии. Таким образом, можно объяснить использование в постройке специальных камней, например, привезенных сюда за двести миль, нескольких сотен тонн голубых глыб — ведь они могли служит проводниками энергии, излучаемой этим местом.
Интерес, который проявили к Стонхенджу сторонники «Новой эпохи», неодруиды и хиппи, напугал местные власти, и в 1980-х гг. памятник был обнесен оградой. В период летнего солнцестояния приходилось даже привлекать полицию, чтобы сдержать прибывающие толпы хиппи. (Один из хиппи сказал: «Они используют вертолеты. Неужели они думают, что мы можем подняться так высоко?») И только в июне 1999 г. желающие вновь смогли войти на территорию Стонхенджа и прикоснуться к камням. Для многих людей такой контакт был важен. Лозоискатели, побывавшие у камней, утверждают, что зафиксировали высокий уровень природной энергии. Исследователь Колин Уилсон был среди тех, кто в 1999 г. наслаждался пребыванием среди камней во время летнего солнцестояния, и воспользовался возможностью лозоискания. «У меня было сильное покалывающее ощущение, будто от электричества. В тот день я понял, что Стонхендж является центром огромной спирали земной энергии». По поводу расположения Стонхенджа Уилсон добавил: «Он расположен в этом месте, потому что Земля там как будто живая». Эти проявления природной энергии описал в 1200 г. поэт Лайамон:
Камни огромны,
И волшебная сила в них есть -
Люди больные
Приезжают туда
И обмывают камень,
И этой водой смывают свою болезнь.