Традиции передаются в Карпатах из поколения в поколение. Каждый праздник отмечается по-другому, но свадьба является наиболее захватывающим действом. Итак, начинается все с помолвки.

 

В карпатском селе помолвки преимущественно происходят еще до сватовства, а то и тогда, когда дети еще совсем юные. Их устраивают родители, которые заранее заботятся о материальном состоянии детей. Помолвки в Карпатах не является торжественным действом и не привлекают к себе особого внимания. Они проходят в кругу семьи.

После помолвки наступает сватовство. Если парень с девушкой решили пожениться, то договариваются о сватовстве. На предварительно определенный день парень или его родители приглашают двух мужчин средних лет. В основном это родственники или хорошие знакомые. За старшего свата берут человека, который умеет красиво и остроумно вести диалог. Ему помогает другой свадебный чин - дружба. С хлебом, связанным полотенцем, сват с дружбой, женихом и его отцом вечером "идут в сваты".

 

Караваи в Карпатах пекут родители невест и крестные родители. По их поручению самим процессом выпекания занимаются женщины по - старше, которые счастливы в супружеской жизни. Есть традиция, что каравайницы должны быть в хорошем настроении, все выпекания должна сопровождаться песнями дружок.

Когда процесс приготовления закончен, хозяйка благодарит каравайниц, а те, в свою очередь, желают молодым счастливой жизни.

 

Продолжением обряда выпекания каравая является ритуал с поэтическим названием "девичник". Вечером, когда каравай остыл, дружки украшают его живыми, если такие есть, или засушенными цветами - барвинком и гроздьями калины.

Девушки берут только что срубленную веточку. Преимущественно это сосновая (может быть березовая или вишневая) ветка, которую украшают цветами и цветными лентами. Затем веточку вонзаются в специально выпеченный, свадебный каравай. Все это действо сопровождается обрядовыми песнями.

И напоследок собственно сама свадьба. Начинается она с венчания. Венчание происходит в карпатской сельской церкви. Все дружно идут к церкви. Впереди идет невеста со сватами, за ней - жених с дружками, ну а заканчивается процессия гостями. Во время шествия играет живая музыка, поют девушки. В церкви священник совершает обряд венчания- молодоженам, они обмениваются кольцами и уже объединены святым венчанием возвращаются домой.

Когда молодые возвращаются после венчания, им дорогу преграждают ребята. Это делают следующим образом: посреди дороги, по которой должен следовать свадебный кортеж, ставят скамейку или стол, застеленные вышитым рушником, полотенцем, а на него кладут хлеб с щепоткой соли. Свадебный кортеж, приблизившись к преграде, останавливается.
Ребята требуют выкуп за девушку из своей семьи. Затем желают счастья молодым, пропускают их и присоединяются к свадебному шествию.

 

Вернувшись, домой, молодые заходят в дом, ставят каравай на стол и садятся на почетное место. Со словами приветствия обращаются родители невесты, товарищи и друзья. Далее происходит свадебное застолье с песнями и шутками.  Позже молодожены танцуют первый вальс, и только тогда к танцу присоединяются все гости. Поздно ночью невеста одаривает родителей жениха подарками.


Это происходит с песнями, шутками и театральными сценками из жизни. Ранним утром, невесту приглашают на улицу, выносят для нее стул с подушкой. Она садится, и мать жениха снимает с невесты фату и повязывает ей платок. Традиционно – этот обряд означает, что невеста, с этого момента,  становится женой, замужней женщиной. Невеста берет фату и танцует со всеми незамужними, одевая девушкам его на голову, а парням - на плечо. Завершает она этот обрядовый танец в паре с мужем. Сразу после этого момента, обрядовые действа карпатской свадьбы считаются завершенными, вскоре рассвет нового дня и гости расходятся.