Туринская Плащаница. Бесценная реликвия мирового христианства.
Плащаница (по-гречески «синдон» — льняной саван) — фрагмент льняного полотна, которое древние иудеи использовали для заворачивания тела перед погребением. Таким образом, святая Плащаница — погребальный саван, в который, согласно трем синоптическим Евангелиям, было завернуто тело Иисуса из Назарета перед погребением во гроб.

Плащаница, хранящаяся в королевской капелле Турина (Италия) под круглосуточной охраной карабинеров, по самым последним историческим и научным сведениям сегодня представляет собой один из наиболее загадочных археологических артефактов, которому нет равных среди других христианских реликвии по значению информации, содержащейся в нем.


Оригинал Туринской Плащаницы в итальянском Турине


Сначала Плащаница содержалась в прямоугольном деревянном футляре, облицованном тонкими серебряными пластинами ювелирной работы со вправленными в них драгоценными камнями. Внутри футляр устлан желтым атласом. Сама Плащаница была намотана на деревянный валик, обитый бархатом цвета бордо, и покрыта тонким шелком того же цвета. Вся поверхность Плащаницы крошечными стежками прикреплена к голландскому полотну, особенно тщательно прошита по длине ткани.
Плащаница представляет собой полотно из льна, спряденного с помощью утка, изготовленного из рыбьего хребта. Полотно соткано на примитивном станке, подобно прочим тканям, производившимся в Сирии в начале христианской эры. Тем не менее, в различных частях ткань оказывается неоднородной по своей структуре, как бы сотканной различным образом. Отсюда — разница в весе и плотности. Кроме того, льняные нити перемешаны с мельчайшими хлопковыми волокнами. Полотно состоит из цельного куска размером 4,34 х 1,1 м (обычный размер тканей, предназначавшихся для покойников) — подобные находили, к примеру, при раскопках коптского некрополя в Антинополе (древний Египет). На нем видно негативное изображение — с лица и со спины — человеческого тела длиной около 1,78 см.


Туринская Плащаница. Отпечаток негативного изображения в ультрафиолетовом освещении.


На отпечатке ясно видны следы ран и ссадин, полученных человеком, претерпевшим побои и мучения при распятии. Кроме того, на Плащанице видны места сгибов, следы огня (а кое-где — и штопки), пятна от воды, которой тушили огонь.
История Туринской плащаницы стала известна широкому кругу людей прежде всего благодаря библейским преданиям. В Евангелии от Марка об этой древней реликвии можно прочитать следующее: «Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия. Он осмелился войти к Пилату и просил Тела Иисуса… Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его во гробе, который был высечен в скале; и привалил камень к двери гроба». В Евангелии также говорится, что после чудесного воскрешения Христа на погребальном полотне осталось его изображение, полностью повторявшее тело и лик Иисуса. Некоторое время эта чудесная реликвия хранилась на Востоке, а затем, проделав длинный путь, была перевезена в Европу и помещена в Туринский собор, находящийся на севере Италии. В этом небольшом католическом соборе, запечатанная в драгоценном ковчеге, плащаница Спасителя хранится до сих пор.

Долгое время о месте нахождения святой реликвии ничего не было известно. Обнаружилась плащаница лишь в 544 году от Рождества Христова. Она была найдена во время проведения реставрационных работ в одной из христианских церквей в греческом городке Эдесе. Здесь плащаница хранилась еще целых четыре столетия. В 944 году, после войны с мусульманским султаном, христианская реликвия была переправлена в Константинополь. В апреле 1204 года (во времена крестовых походов) Константинополь был разграблен и след плащаницы затерялся. Правда, ходили упорные слухи, что она была перевезена в Европу тамплиерами и спрятана в Тампле (одним из обвинений, предъявленных магистру ордена тамплиеров, было поклонение образу; предположительно, имелась в виду плащаница). Долгое время о ней никто ничего не слышал, и вот в 1353 году плащаница вновь объявилась, теперь уже во Франции, и была представлена на всеобщее обозрение графом Жоффруа де Шарни. Она была помещена в специально выстроенной церкви в Лирее – владениях де Шарни близ Парижа.

 

В виде иконы плащаница находилась до конца XIX века. За это время было сделано немало попыток установить ее подлинность. Для того чтобы убедиться, что на ней нет следов краски, ее даже несколько раз проваривали в масле. Краски не обнаруживали, но плащаницу все равно не канонизировали. Тем не менее, она по-прежнему продолжала привлекать внимание широкой общественности. И такое положение вещей продолжалось вплоть до 1898 года. А затем начался третий, так называемый современный период в истории загадочной реликвии. И в начале этого периода произошло крайне странное событие, полностью изменившее представление о плащанице. До этого момента изображение на ней представляло собой расплывшийся отпечаток мужского тела с почти бесформенным одутловатым и грубым лицом, которое даже отдаленно не напоминало иконописный лик Христа. И вдруг, буквально в одночасье, на плащанице проступил Красивый Лик. Создавалось ощущение, что маска, которая почти две тысячи лет скрывала подлинное лицо, вдруг исчезла, и святая реликвия предстала перед миром в своем истинном обличье. И конечно же, это событие не могло не вызвать новую вспышку интереса к Туринской плащанице. Из древней реликвии, интересной лишь историкам-религиоведам, она превратилась в научный феномен ХХ века, волнующий воображение миллионов людей.

Но самое удивительное открытие удалось сделать фотографу Секондо Пиа в 1898 году. Сфотографировав плащаницу и проявив фотопластинку, он увидел, что темные пятна на ней оказались белыми. А это говорило о том, что изображение на ткани – не что иное, как негатив. Благодаря этому открытию на полученном позитивном снимке удалось разглядеть такие детали, которые раньше увидеть не смогли. На фотографии совершенно четко было видно, что изображенный на плащанице человек распят, его ноги и руки пробиты гвоздями (причем не в области ладоней, а по римскому обычаю – на запястьях) и на голове у него – терновый венец. Одним словом, изображение на плащанице полностью соответствовало евангельскому описанию казни Христа.

Но являлось ли тело в Плащанице - телом Иисуса?
На этот вопрос ученые и ведущие эксперты всех стран мира точно не могут ответить и сегодня. Они смогли достоверно только подтвердить тот факт, что в льняное полотно действительно было завернуто тело распятого человека, с которым впоследствии произошла какая-то неведомая науке и сегодня физическая реакция, в результате которой на погребальном покрове остался только отпечаток негатива (негативное изображение) тела. Сам труп неизвестным образом исчез, причем остается ощущение, что тело просто испарилось из савана, так как сгустки крови, биологические остатки, пыльца древних растений и пыль, присохшие к материи, оказались абсолютно нетронутыми и не размазанными.

Ведущим ученым и экспертам всего мира не удалось обнаружить никаких следов перемещения тела после погребения, ровно также как не удалось обнаружить никаких следов биологического разложения!